Охарактеризуем основные этапы разработки бизнес-плана предприятия, которые состоят в следующем:
Прежде всего, нужно вооружиться комплексом необходимой информации, предварительно определив ее источники, которых на сегодняшний день существует довольно много, в частности, учебники по управлению, по бизнес — планированию; материалы правительственных учреждений; данные фирм, занимающихся управленческим консультированием и других подобных организаций; различные отраслевые издания; методические и иные материалы, получаемые при обучении па курсах по составлению бизнес-планов; материалы аудиторских фирм и т.д.
Следующий этап — определение структуры формируемого документа.
На последующем этапе осуществляется сбор информации для подготовки всех отдельных разделов бизнес-плана. Здесь важно заручиться поддержкой людей, располагающих опытом и знаниями для составления бизнес-плана (работников организации, хорошо знающих внутреннюю среду, внешних консультантов, прежде всего, в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка, а также консультантов по управлению).
После краткой характеристики общей структуры бизнес – плана и резюме фирмы как его обязательного элемента необходимо обратить внимание на разделы, которые занимают наиболее важное место в интересующем нас документе, таковым является раздел «описание продуктов (услуг), предлагаемых потребителям», так как зачастую предполагаемого инвестора могут интересовать не просто общие данные о товаре, но и его упаковка, дизайн, свойства, степень защиты, обоснование цены и т.д., целесообразно описать имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время и что собирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объёма продаж напрямую зависит от уникальных свойств представленного в бизнес – плане продукта.
Важнейшей составляющей плана является оценка рынков сбыта продукции (услуг) в совокупности с характеристикой состояния отрасли, здесь необходимо сделать выводы потребностях рынка, которые удовлетворяет продукция фирмы. Приводится статистика продажи товаров на рынке, классификация пользователей и распределителей, сколько продукции потребляется или может потребляться ежегодно, во второй части этого раздела может быть рассмотрен мировой рынок, если продукция фирмы может претендовать на определенную нишу там, в этой части необходимо отразить какой объём продаж продукции, выпускаемой фирмой был на мировом рынке за 5 лет, какие факторы влияют на это (законодательство, политика, демографическая ситуация), какие мероприятия необходимо провести для поднятия конкурентоспособности товаров организации на мировом рынке.
Анализ конкуренции на рынках сбыта не может не быть в логической зависимости от плана производства, где должны освещаться вопросы, связанные с процессом изготовления продукции, закупками необходимого оборудования, сырья и материалов, производственных мощностей предприятия транспортных, коммерческих и энергетических затрат, рентабельного объёма производства, должны быть изложены требования к производству (герметичность помещения, близость к источникам сырья, звукоизоляция, и т.п., то есть всё, что может повысить стоимость проекта). В связи со сказанным основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства.
Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма, например для бизнеса в обрабатывающей промышленности в план в обязательном порядке включается политика управления запасами, снабжением, определяются поставщики комплектующих материалов. Бизнес в сфере услуг требует особого внимания к месту расположения предприятия, так как удачное расположение организации может обеспечить конкурентные преимущества в виде снижения транспортных расходов, доступности рабочей силы, расширения потока клиентов.
Производственная программа, рассчитанная на имеющиеся мощности фирмы, сравнивается с объемом потребности рынка соответствующего вида продукции и определяется необходимый и достаточный прирост объемов продукции, который вместе с выпускаемой ранее продукцией найдет на рынке реализацию у потребителей. Исходя из потребностей рынка в объеме продукции, определяется необходимый производственный потенциал фирмы, в частности потребность в основных производственных фондах и в материальных ресурсах и производственных запасах. Расчет потребности в основных фондах в осуществляется по каждому виду основных фондов, выбирается один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для конкретных условий данной фирмы, с точки зрения обеспечения потребности рынка.
Они и составляют основу производственного раздела бизнес – плана: выпускаемую продукцию, которая представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции, работ, услуг (на конечный продукт). Калькуляция затрат может осуществляться укрупнено, исходя из принятых на фирме норм затрат на единицу производимой продукции, или путем прямой калькуляции расчетов, исходя из норм ресурсов. В заключение описания раздела, посвящённого характеристике производственного раздела бизнес – плана, необходимо для наглядности привести часть его примерного содержания, которую можно взять за основу составления на предприятии представленного раздела.